Христианин должен помнить, что пост – это не цель, а средство, помогающее нам подготовиться к радостной встрече с воскресшим Христом. Слово «пост» в русском языке, как и в латыни, имеет два значения – воздержание от определенного рода пищи и место, где находится караульный, то есть пост – это период, когда душа должна быть на страже, когда христианин вспоминает, что он воин Христов.
 
Великий пост начинается за семь недель до Пасхи (в этом году он начнется 27 февраля и завершится 14 апреля). Он состоит из Святой Четыредесятницы (если быть точным, 42 дней) и Страстной Седмицы – недели перед Пасхой. Общая его продолжительность 48 дней. Великий пост предполагает воздержание от мясной, молочной и рыбной пищи (рыбу дозволяется вкушать 2 раза: на Благовещение, 7 апреля, и в Вербное воскресенье). Святая Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная Седмица - в воспоминание последних дней Его земной жизни (предательства Иуды, Тайной Вечери, распятия, погребения, сошествия во ад). Интересно отметить, что раньше христиане постились только в Страстную Седмицу, а весь 48-дневный пост соблюдали лишь оглашенные – люди, намеревающиеся принять крещение, которое совершалось обычно в Вербное Воскресение. Затем поститься в знак послушания и общецерковной солидарности стали все члены Церкви.
 
Великий пост накладывает отпечаток на весь образ жизни верующего: он оставляет развлечения, увеличивает молитвенное правило, старается чаще приступать к Таинствам исповеди и Причастия. В храме тоже в это время все становится другим: освящение, убранство, облачение священнослужителей – все словно меркнет. Увеличивается количество покаянных молитв, изменяются распевы, Литургия совершается лишь в субботу и воскресенье (по будням служится Литургия преждеосвященных Даров, на которой прихожане причащаются Дарами, освященными в минувшее воскресенье; и это тоже своего рода пост, но только литургический).
 
В России до революции в это время закрывались театры, бани, игры, на первой и последней неделе Поста прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. Кому-то может показаться, что в такой весьма строгой обстановке ограничения в питании уже излишни. Но дело в том, что человек устроен очень мудро, и некоторое утеснение плоти благоприятно сказывается на его внутреннем состоянии, делает душу более легкой, способной устремляться к Богу. Будем иметь в виду, что плотью святые отцы называли, не тело, а ту часть души, которая связана с желаниями тела.
 
Истончение плоти может, однако, привести и к тому, что человек станет более раздражительным. И тут нужно вспомнить слова одного старца, обращенные к женщине, которая в силу каких-то обстоятельств не могла поститься: «Все ешь, людей не ешь», то есть не раздражайся, не ссорься, не осуждай никого. Поэтому если наша аскеза приводит к тому, что мы начинаем грызть наших близких, лучше смиренно подойти к духовнику и попросить ослабить строгость поста. То же самое касается больных, людей занимающихся тяжелым физическим трудом, студентов, беременных и кормящих женщин. Стоит коснуться еще одного аспекта поста – милостыни. Святой Иоанн Златоуст советовал каждому, подсчитать, сколько стоит его скоромный обед, а затем – постный, и разницу отдавать нуждающимся.
 
Рассмотрим теперь общую структуру Великого поста. В первые четыре дня Великого поста на Великом повечерии читается удивительный по красоте и степени воздействия на душу Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Чтобы в полной мере постичь всю его глубину, нужно быть истинным знатоком Священного Писания, поскольку именно из него, как из благодатного источника, черпает автор примеры человеческой греховности, истинного раскаяния и непревзойденной святости. Этот Канон действительно сильно отличается от тех, к которым мы привыкли, он насчитывает около 250 тропарей, а не 30 как обычно; имеет 2-ю песнь, почти всегда отсутствующую в других канонах; а если читать его целиком, то это займет порядка трех часов.
 
В первое воскресенье Великого поста совершается праздник «Торжества православия», установленный в 842 году при царице Феодоре в память восстановления почитания святых икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение перед образами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви.
 
Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы (XIV в.), который учил, что Господь на Фаворе просиял благодатным нетварным светом.
 
В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой Крест в напоминание о страданиях и смерти Господней, для того, чтобы укрепить постящихся продолжать подвиг поста. Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
 
В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI в. – святой Иоанн Лествичник, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица» (что в переводе с церковнославянского на русский означает «лестница») изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенству.
 
В четверг на пятой неделе совершается «стояние прп. Марии Египетской». Жизнь прп. Марии Египетской – великой святой, которая смогла подняться из глубин греха на вершину святости, 40 лет проведя в пустыне в покаянии, – убеждает всех в неизреченном милосердии Божьем.
 
В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице» – служба, установленная в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. Во время богослужения читается великий акафист Богородице.
 
В пятое воскресенье Великого поста совершается последование преподобной Марии Египетской. В субботу на 6-ой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря, поэтому называется Лазоревой субботой.
 
Шестое воскресенье Великого поста празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Иначе этот праздник называется Вербным воскресением или Неделей Вайи (вайи – пальмовые ветви, которыми приветствовали жители Иерусалима Христа). На Всенощной освящаются молитвой и окроплением святой воды, распускающиеся ветви вербы или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).
 
Вербным Воскресеньем заканчивается Святая Четыредесятница и наступает Страстная Седмица. Три субботы – второй, третьей и четвертой недель Великого поста установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы. Во время Великого поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Вспомним ее:
 
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.