Идол в мире есть ничто

23 февраля 2003

Проповедь, произнесенная на престольный праздник в храме мученицы Татианы 25 января 2003 года священником Михаилом Гуляевым.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Идол в мире есть ничто» (1 Кор. 8,4). Эти слова св. апостола Павла не только своей жизнью, но и даже смертью доказала св. мученица Татиана, светлую память которой мы празднуем сегодня в нашем тезоименитом ей храме.

Из жития святой можно узнать, что её подвиг пришёлся на то время в истории Римской империи, когда на престоле сидел император Александр Севир, воспитанный матерью-христианкой и потому явно не преследовавший христиан. Более того, император Александр почитал Иисуса Христа, однако, не как единого истинного Бога, но как одного из богов наряду с Юпитером, Аполлоном, Орфеем и прочими древними божками многоязычной римской империи.

Известно, что в подобном своём идейном устроении Александр Севир не был одинок, и многие другие римские императоры довольно лояльно относились к христианству. И даже в Римском Пантеоне, наряду со статуями языческих богов, которых почитали народы, входящие в состав империи, одно время находилась статуя Иисуса Христа, как Бога народов восточного Средиземноморья. Такое явление не противоречило религиозной римской идеологии, главной особенностью которой издревле было многобожие. Следовательно, Христос, как еще один новый Бог, казалось ничем не мог помешать традиционной имперской языческой религии. Тем более, по мнению римских политиков, включение в состав так сказать «официальных римских богов» божеств завоеванных народов будет способствовать политической стабильности и укрепит связи окраин империи с политическим и административным центром.

Так было со многими народами, вошедшими в состав римского государства, и их национальными религиями. Однако так не случилось с христианами, которые, в отличие от язычников, считали, что Христос не один из многих богов, а единый истинный Бог, в Троице славимый. Тихому процветанию и мирному благополучию в римском государстве они, в лице многих исключительных своих представителей, предпочли лишение прав и имуществ, ссылки, тюрьмы и страшные мучения за право считать, что Христос есть единый и единственный Бог.

Среди этих исповедников веры яркой звездой светит св. мученица Татиана, девушка из богатой семьи, променявшая спокойную и безбедную жизнь на мученическую смерть за сокрушение римских богов и идолов. Эта хрупкая юная подвижница своей слабой рукой, но сокрушающей верой покусилась на римскую государственную и идеологическую машину, перемалывающую народы, национальные культуры и религии.

Из истории известно, что многие нации, вошедшие в состав империи, не желали мириться с существующим положением, боролись за свою самоидентичность. Однако со временем смирялись, тем более их религиозные воззрения, допускавшие многобожие, с оговорками, внутренним напряжением, но всё же могли ужиться с идеей Римского Пантеона.

Такая опасность могла случиться и с христианством, если бы не уникальность его воззрений, непримиримая стойкость и самопожертвование подобных святой Татиане юных дев и отроков, немощных, но сильных духом стариков и женщин.

Так христианство чистотой веры и твёрдостью своих последователей победило государственное язычество. Однако язычество ума продолжает бороться за души людей и по сей день. И сегодня, как никогда над христианством нависла новая угроза, подобная той, которая существовала во времена св. мученицы Татианы. Современные идолы так называемого «общества потребления» хотят умалить значение почитания Единого Бога, поставить Его в свой ряд земных удовольствий и достоинств, а может быть, и уничтожить совсем.

Чтобы понять, какая может быть связь у современной жизненной идеологии с древними идолами, давайте выясним сущность понятий язычества и языческих богов.

Издревле человеку было свойственно видеть нечто таинственное в движении светил, явлениях и силах природы, уделять внимание утолению чрезмерных потребностей своего тела, другим низменным желаниям. Именно им человек и поклонялся как божествам, а впоследствии и олицетворял в личных образах. Позже появились и обожествления более отвлечённых понятий, таких как искусство и красота, война и мир, общественный порядок и так далее. Так у разных народов появились именуемые по-разному боги, олицетворяющие одни и те же явления.

Христианство же, дорогие братья и сестры, определило единый источник всего сущего – Бога Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым; призвало всех людей к вере в Воскресшего Христа Спасителя, духовному очищению и спасению душ благодатью Святого Духа.

Однако слабость человеческой природы, склонность ко греху, леность в исполнении божественных заповедей и инертность ума, не желающего возвышаться до высшего, божественного смысла своей жизни и всего сущего, в наше время опять привела к возрождению языческих стремлений души и представлений о мире. Опять оживают древние идолы, боги, как олицетворения явлений природы и общественной жизни, низших наклонностей человека. И пусть их имена разнятся от имён богов древних греков, римлян или славян, сущность поклонения им остаётся одной и той же.

Древнему Аполлону некогда воздавали хвалу как богу солнца и просвещения, но и сегодня вера в научно-технический прогресс, в науку для многих является смыслом жизни. Наши представления о мире расширились так стремительно, что средний человеческий ум не успевает разобраться в сложнейших концепциях и теориях, выдвигаемых специалистами. Сила научного опыта в том, что он проверяется. Но когда нет возможности проверить, остаётся принимать сказанное только на веру. Число принимаемых на веру постулатов становится так велико, что рано или поздно количество переходит в качество, человек фетишизирует научные достижения, и наука становится идолом. Сами же достижения, призванные служить благополучию человечества, зачастую способствуют военным целям (милитаризму), оскудению естественных способностей человечества, ниспровержению (вспомним, например клонирование) нравственных устоев общества.

В языческом Риме Аполлон был также богом общественного благополучия и порядка и охранителем закона. В недавнее же время для многих богом, которому приносили кровавые жертвы, был коммунизм, сменившийся ныне демократией как самодовлеющей ценностью, которая якобы одна только и сможет сохранить мир в обществе, сделать человека свободным, добиться всеобщего благосостояния и довольной сытости. И если раньше всеобщей целью было через тяжкий труд достижение коммунистических идеалов, то сейчас для нас самым главным стало обретение, как говорят, «достойной работы», «достойной зарплаты», достижение комфортного существования с несомненной возможностью хорошо отдохнуть и расслабиться.

По уровню развлекательной индустрии наша столица перегнала многие традиционные мировые центры развлечений. Те, кто имеют возможности и средства, не представляют своей жизни без такого «комфортного» активного отдыха. Неимущие же завидуют, напрягают все силы тела и души, чтобы тоже «достойно» провести свои выходные и отпуска.

Однако почему-то замечено, что многие дети сегодняшних богачей нравственно и психически больны, неприспособленны к жизни. Их души не находят радости в развлечениях, поскольку душа, которая, по слову Тертуллиана, является христианкой, может полностью удовлетвориться только радостью божественной.

Не понимая этого, совершенно бессмысленно искать спасение от всех скорбей (например) в эстрадных и концертных залах, воздавая хвалу Орфею. Любое искусство, несомненно, призванное облагородить человеческое существование получает своё высшее оправдание в служении христианским идеалам. Вспомним свт. Московского Филарета (освещавшего наш храм), который, прекрасно зная образцы древнего и современного ему искусства, считал, что оно, в частности литература, призвано изображать светлые образы, к которым необходимо стремиться. Помним ли мы об этом, сидя у экранов телевизоров, впитывая впечатления бесконечных убийств, разврата и плоских шуток расплодившихся юмористов.

Древние христианки, по словам апостола Павла, украшали себя «не хитросплетениями волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами…»(Тим.2,9), тогда как сегодняшние модницы, воздавая честь Афродите, вероятно, запутались в разнообразии косметических средств, стремящихся красоту душ заменить мнимой красотой увядающих тел. Афродита, вероятно, радуется столь стремительному увеличению своих поклонниц, вовлекая в свой бесовский капкан всё новые жертвы. Её сыновья Амуры (купидоны) в увлечении, наверное, уже не могут разобраться в том, кто чей жених, кто чья невеста, швыряя свои стрелы в кого попало от юных до стариков, считающих, что любви покорны все возрасты.

И только Христос, забытый многими, тихо стоит, с грустью взирая на языческое ослепление бедных потерянных людей. Его сейчас не гонят явно. В газетах наряду с астрологическими прогнозами печатаются дни именин. По телевизору в обрамлении боевиков и концертов транслируют пасхальную и рождественскую службы. Среди рекламных щитов и неоновых вывесок сверкают золотом кресты храмов. Словно опять статуя Христа помещена в пантеон языческих богов. И у нас не возникает протеста, главное тихое безбедное существование, возможность успокоиться от повседневных забот в храме.

Не так, однако, считала св. мученица Татиана, положившая свою юную жизнь за то, чтобы христианство не поглотилось языческой культурой, зато, чтобы всей душой, всем своим существом служить не многим богам, а одной лишь истине – истине о воскресшем Сыне Божием, пришедшем спасти мир от греха и погибели. Святая силой своей молитвы сокрушила идолов и тем оставила благой пример для нас, почитающих её память и подвиг.

Дорогие братья и сестры! Давайте же посмотрим в свои души и, если обретём там наряду с Христом и мерзких идолов, ополчимся на них верой и молитвой. Не будем бояться их власти над миром и нами, уповая на молитвы св. мученицы Татианы, предстательство Христа, помня, что «идол в мире есть ничто».

Аминь.

Источник: http://www.st-tatiana.ru/text/34605.html