Великолепная архитектура храма вписала Знаменскую церковь в особую страницу истории русского искусства, как яркий памятник нарышкинского барокко. На рубеже XVII–XVIII веков под условным термином «нарышкинское барокко» в Москве возник причудливый, полный грации стиль.

Многие отечественные исследователи истории искусств отмечают, что этот стиль не подражает западному барокко и не копирует слепо образцов европейской архитектуры, а вполне уникален, самобытен и органично вписывается в традиции древнерусского зодчества, заимствуя у западных мастеров лишь некоторые, зачастую едва уловимые элементы декора.

Иностранцы, равно как и россияне, знакомые с западноевропейскими образцами барокко, «нарышкинский стиль» воспринимали как исконно русское архитектурное явление.

Нарышкинское барокко — воплощение внутренней гармонии, мира, оно празднично, воздушно, отличается ажурной легкостью зданий, тогда как западное барокко динамично, неспокойно, стремится охватить пространство, открыть неожиданные ракурсы. Влияние западноевропейского барокко сказывается, прежде всего, в популярности округлых объемов, в интересе к центрическим планам, украшении храмов орнаментом, доселе невиданным на Руси. Нарышкинское барокко основано на контрасте двух тонов: красно-кирпичного фона и белокаменного узора при использовании полихромных изразцов.

Для таких памятников характерны овальные или многоугольные окна, а также повышенная декоративность, следующая традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Это выявляется в барочной торжественности расписанных, выполненных в горельефной резьбе по дереву и позолоченных лож, иконостасов, кафедр.

Храмы в этом стиле появились в усадьбах Нарышкиных, ближайших
родственников Петра I по материнской линии. Наиболее талантливым воплотителем идей «нарышкинского барокко» со всем основанием следует считать Якова Бухвостова, крепостного мастера из Подмосковья, самородка-зодчего. На редкость одаренный и обладавший богатым воображением, он с необычайной легкостью создавал архитектурные шедевры, от которых и сегодня трудно оторвать взор.

Одним из самых прекрасных памятников нарышкинского барокко, несомненно, считается церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Романовом переулке.

Подобно другим нарышкинским постройкам конца XVII века, церковь Знамения представляет собой тип храма-колокольни («иже под колоколы»). 
Четверик с примыкающими к нему полукруглыми притворами, увенчанными позолоченными главками на стройных барабанах, возвышается на высоком подклете и окружен галереей-гульбищем. Три водруженных друг на друга восьмерика устремляются ввысь к небу, создавая легкий выразительный силуэт.

Поражает великолепием белокаменное убранство Знаменской церкви, восхищает мастерство зодчих, создавших филигранный рисунок ажурных гребней парапетов и наличников окон с фигурными завершениями.

Красный кирпич и белый камень фасадов, остроумная система конструкции ярусного здания, устремленного ввысь, ажурные кресты над сияющими главами — все это придает церкви сказочную легкость и затейливость «терема» с башнеобразным ступенчатым силуэтом. В этом шедевре, по сути, воплотились все черты, характерные для нарышкинского барокко. И симметричная композиция зданий, и богатые резные фронтоны, завершающие отдельные объемы, и большие дверные и оконные проемы, и открытые парадные лестницы, наконец, изящество и живописность белокаменной декорации на красном фоне.

Храм настолько наряден, что напоминает изысканное ювелирное изделие. 
Со времени возведения он поражал всех приходящих своим благолепием, праздничностью, вселял неземное чувство радости, помогал обрести молитву.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы внесла свой вклад, чтобы сделать облик Москвы незабываемым, сказочно-прекрасным – местом, которым могут по праву гордиться жители, которым всегда восхищались и восхищаются иностранные путешественники и гости Первопрестольной.

К сожалению, интерьер церкви Знамения не сохранился, да и само здание претерпело некоторые изменения после закрытия в 1929 г. Советские руководители разместили в бывшем дворце «кремлевские» больницу и столовую. В 1930 г. были сломаны флигели усадьбы, и по улице вместо них и парадного двора выстроили уродливое здание для расширявшейся больницы. Кроме того, церковь пострадала во время Великой Отечественной войны (рядом с ней взорвалась авиационная бомба). И хотя ныне церковь Знамения Пресвятой Богородицы возвращена верующим, здание нуждается в проведении длительных реставрационных работ. Но этот труд того стоит! Согласитесь: сохранившийся храм красивее любого, вновь выстроенного здания. 

Восстановление былой красоты церкви Знамения Божией Матери становится тем более значимым, что находится храм в уникальном месте, где до сих пор царит дух живой, непрерывной истории, длящейся исторической традиции, где гораздо больше, чем подробные рассказы об архитектурных деталях, говорит сама атмосфера этих мест. Археологические раскопки в этих местах говорят о том, что именно здесь, в Романовом переулке мог находиться опричный двор царя Ивана Грозного. Как известно, вся Русь, в том числе и Москва в 1565 году была поделена на опричнину и земщину, и в свои опричные владения Иван Грозный забрал западную часть города, от впадения ручья Черторый в Москву-реку (примерно от Пречистенской набережной) до левой стороны Большой Никитской улицы. Сам царь поселился в новом дворце, построенном недалеко от реки Неглинной, то есть к востоку от будущей церкви Знамения. Как было на самом деле – покажут дальнейшие nисследования археологов: на сегодняшний день на заднем дворе факультета журналистики МГУ учеными обнаружена предполагаемая хозяйственная часть опричного двора Ивана Грозного. 

Интересно отметить, что именно название церкви Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе послужило основой для наименования нескольких московских улиц – Знаменки, а также Знаменских Большого и Малого переулков.

 

По материалам издания  «Церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом дворе», 2009.