По благословению настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Гуляева, ответственного по Центральному благочинию «Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ» при Епархиальном Совете г. Москвы, в храме св. мц. Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова открылась III выставка воскресных школ Центрального благочиния «В нашей воскресной школе». В ее организации  активное участие принимали  прихожане нашего храма. На красочно оформленных стендах представлены детские творческие работы и фотоматериалы, рассказывающие об основных событиях в жизни школ в этом учебном году. Посетить выставку, один из стендов которой оформлен нашей воскресной школой, можно до 11 мая 2014 года. Во время открытия выставки состоялся Круглый стол, посвященный вопросам христианского воспитания, в работе которого приняли участие представители школ-участниц выставки.

«Вопросы христианского воспитания являются самыми сложными и наиболее волнующими, особенно для тех преподавателей, которые уже выпустили своих учеников», - этими словами открыл Круглый стол протоиерей Михаил Гуляев. Задачи, которые ставит перед собой большинство педагогов воскресных школ, и их сердечные устремления обобщены и кратко сформулированы в Стандарте учебно-воспитательной деятельности воскресных школ. Например, «формирование таких добродетелей, как послушание, терпение, целомудрие, смирение и др.».  Но как решить эту задачу? Как воспитать христианина, чтобы он не только назывался христианином, но и был таковым? Чтобы он не только мог перечислить Заповеди, но и следовать им в своей жизни. Чтобы его жизнь строилась осознано по Евангельским заповедям. Чтобы он соотносил свои поступки и намерения с Законом Божиим…

Поделиться своими мыслями, рассказать об опыте своей школы и собрались руководители и преподаватели воскресных школ Центрального благочиния на Круглый стол. В этом году основное внимание присутствующих было уделено возможности «пробуждения чувств добрых» с помощью различных мероприятий, проводимых во внеучебное время.
 
Чем обусловлена трудность воспитательного воздействия на современного ребенка и подростка? Прежде всего, тем, что его жизнь редко строится осознано, с активным участием его разума и чувств. В условиях обилия и эмоциональной насыщенности информации большинство детей и подростков (кстати сказать, и взрослых) не умеют или не затрудняют себя различать: важно или неважно, похоже на правду или нет, красиво или уродливо, благопристойно или неприлично. В результате ребенок и подросток иногда даже не осознает, что у него заложены глубокие чистые нравственные чувства, свойственные христианину, ведь, эти чувства никак не проявляются. А сегодняшняя жизнь настолько активно навязывает еще и быстрый ритм смены впечатлений, что и возможностей для этого проявления не представляется. Восприятие происходящих событий, поступающих знаний, известий стало поверхностным. Оно не находит отклика в сердце, оно не усваивается разумом. В результате ребенок даже в воскресной школе с трудом приобретает не только духовный опыт, но и жизненный. Получаемые знания «скользят» привычно по поверхности сознания. В памяти не запечатлеваются переживания от совершенных ошибок.
 
Конечно, самый естественный путь для педагогов воскресных школ – это соединять обучение и воспитание. Можно и нужно на вероучительных занятиях в соответствии с темой урока проводить аналогии с жизненными ситуациями, приводить яркие исторические примеры, рассказывать реальные истории, иллюстрирующие преподаваемый материал, передавать, по возможности, свой опыт. Очень действенно обсуждать, ставить вопросы, волнующие наших воспитанников, чтобы ребенок самостоятельно, сознательно сделал оценку событию. Или, по крайней мере, искренне согласился с высказанной преподавателем точкой зрения. Хорошо, когда это удается. К сожалению, опыт показывает, то это удается далеко не всегда. Поэтому неравнодушное, заботливое сердце педагога ищет и привлекает дополнительные методы для пробуждения нравственных чувств. Примеры таких возможностей, которые открываются при подготовке и проведении различных внеучебных мероприятий, стали темой состоявшегося Круглого стола.
 
Первое слово было предоставлено воскресной школе храма свт. Николая в Хамовниках. На открытие выставки вместе со своим преподавателем Антониной Сергеевной Савельевой пришли ее воспитанницы, которые показали фрагмент Урока мужества «Подвиг Ленинграда», посвященного 70-летию полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады немецко-фашистскими войсками. При подготовке ребята обстоятельно познакомились с большим количеством документов, фотографий, со стихами поэтов-блокадников, с «Блокадной книгой» А.Адамовича и Д.Гранина, услышали 7-ю симфонию Д.Д. Шостаковича. Особое впечатление на ребят произвели воспоминания и дневниковые записи детей-блокадников. С нескрываемым волнением девочки читали отрывки из этих записей и стихи о мужестве и патриотизме, преданности и любви к своей Родине. В конце выступления, которое сопровождалось показом слайдов с соответствующими фотографиями, прозвучало стихотворение Р.Рождественского «Помните! Через века, через года, - помните! ...».  С болью в сердцах собравшихся отозвались слова:
 
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
 
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!...
 
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
 
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Продолжительную паузу прервал протоиерей Николай Скурат, духовник воскресной школы храма пророка Илии в Обыденском переулке. Он рассказал о продолжающемся в их храме пешем многодневном паломничестве «По дорогам преподобного Сергия Радонежского». Каждый этап паломничества совершается в отдельный выходной день и начинается в месте окончания предыдущего этапа. С 29 декабря 2013 года паломники из воскресной школы и примкнувшие к ним москвичи преодолели уже 12 этапов, посетив многие московские монастыри и храмы, связанные с памятью и почитанием преподобного. В дальнейшем, по дороге к Троице-Сергиевой Лавре предполагается посещать храмы, расположенные поблизости от пути следования. Инициатором, организатором, экскурсоводом является сам отец Николай. Совершить прогулку по Москве сегодня для многих, чьи маршруты, как правило, пролегают под землей – необыкновенная радость и пища для размышлений.
Тему углубленного изучения родного города продолжила воскресная школа храма Христа Спасителя, которая представила необычную карту г.Москвы с храмами в честь прп. Сергия Радонежского. Карта создавалась в результате детальной поисковой работы учащихся средней группы. Сначала ребята собирали материал, пользуясь различными интернет - ресурсами. Затем посетили каждый по одному храму вместе с родителями, сделали фотографии, привезли буклеты и брошюры. Кроме того, воспитанники воскресной школы составили каталог храмов и святых источников преподобного Сергия в Московской области.
Светлана Геннадьевна Чернова, преподаватель воскресной школы храма Вознесения Господня (Большое) у Никитских ворот, поделилась опытом постановки спектаклей и выбора сценариев с определенным нравственным смыслом, который бы «задевал» чувства подростков. «В этом году мы взяли необычное произведение: рассказ Р. Брэдбери «Диковинное диво». Он о том, что в пустыне появился мираж, и два друга хотели заработать, показывая его зрителям. Оказалось, что это не просто мираж, а мечта, которую видит каждый приезжающий с чистым сердцем. Но вот преследователь, всегда пользующийся их задумками, решил потеснить друзей, и … мираж пропал… И только ради детей, приехавших вместе с родителями самыми последними посмотреть на диво, мираж вернулся вновь. Это случилось после того, как «старики» решили, что не стоит зарабатывать на мечте и на том, что тебе не принадлежит. Это спектакль о том, что не все можно купить, что чудо видят только «чистые души».
 
            Во второй части Круглого стола разговор пошел о привлечении детей и подростков к созданию видеофильмов на приходе. Основоположником этого направления в Центральном благочинии стала воскресная школа храма Воздвижения Креста Господня в Чистом вражке. «Мы решили создать трилогию «Мужчина на приходе», - сказала директор школы, Мария Валерьевна Уварова. Собравшимся была показана одна часть «Подросток». С удивительной непосредственностью и искренностью выпускники воскресной школы, многие из которых служат сейчас алтарниками в храме, рассуждают о роли мужчины:
 
- Мужчина должен заботиться о своей семье, обо всех близких, о Родине, как Господь наш Иисус Христос о Церкви.
 
- Мужчина сильнее, значит он защитник.
 
- Мужчина должен быть самым ответственным и самым разумным членом Церкви.
 
- Мужчина должен быть добрым, справедливым, мудрым, иметь твердую веру.
 
Дай Бог, чтобы то, что они сформулировали сегодня, не поколебалось в их душе под действием современного мира.
Наша воскресная школа показала видеофильм «Вера. Единство. Жизнь». Несмотря на то, что премьера фильма состоялась два года назад, мы решили его показать в этот раз, поскольку в создании принимали участие наши девочки, Лиза Булатова, Юля и София Самыгина, Вера Заливина и Саша Князева. «Если мы разъединены, нас легко поставить на колени, уничтожить. Мы это знаем из истории 1917-го года, 1920-х годов, и по недавней нашей истории. Но если мы поддерживаем друг друга, если мы объединены, то мы сильнее всех и можем ставить перед собой самые дерзновенные задачи» - эти слова протоиерея Всеволода Чаплина, сказанные им на Панихиде по жертвам революции 1917 года и гражданской войны, а также русским людям, скончавшимся на чужбине, звучат в конце фильма и определяют его главную идею. Было использовано много материалов, непосредственно связанных с историей нашего храма. Поэтому, надеемся, что девочки запомнят отдельные страницы истории нашего Отечества XX века, особенно связанные с храмом, где проходит их отрочество.
Завершением Круглого стола стал видеофильм воскресной школы храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке «Детский пасхальный праздник». В храме давно сложилась традиция устраивать в течение учебного года несколько музыкальных фестивалей: Михайловский, Рождественский, Масленичный, Пасхальный. Короткий фильм объединяет ряд хорошо подобранных фотографий, которые плавно сменяют друг друга под пасхальные песнопения в исполнении чистых детских голосов. Очень надеемся, что когда ребенок увидит себя со стороны в таком благостном виде, то в его памяти запечатлеется добрый образ, как некий ориентир, по которому можно будет «сверять» свое текущее состояние.
 
Между выступлениями присутствующие задавали друг другу вопросы, делились своими размышлениями. Чувствовалось, что за Круглым столом собрались единомышленники.