Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В Православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению.

   Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий.

   В первые три дняСтрастной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

   В четверг Страстной седмицы вспоминается в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг все православные причащаются Святых Христовых Таин.

День Великого Пятка (пятница) посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого Пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.

В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

В Страстную седмицу в православных храмах можно услышать особые песнопения, одно из них – «Се Жених грядет в полунощи». 

    Современное православное богослужение в основе своей имеет устав древнейшей монашеской обители Ближнего востока — Лавры Саввы Освященного. Этот мужской монастырь, основанный в пятом веке великим святым — Саввой Освященным, до сих пор существует. Обитель расположена на западном берегу реки Иордан на территории государства Израиль. Монахи здесь живут, как и века назад, ежедневно совершая богослужение и трудясь во славу Божию. Многие богослужебные песнопения, написанные в Лавре Саввы Освященного, звучат теперь в каждом православном храме. Об одном из них рассказывает священник Антоний Борисов.

    Монахи, жившие в древности в Лавре Саввы Освященного, стремились создавать богослужебные песнопения на основании евангельского текста. Что не случайно — ведь монастырь расположен в Палестине — месте, где жил и проповедовал Иисус Христос. Города, природа, сам язык этой местности вдохновлял монахов на написание молитвословий, пронизанных духом новозаветного повествования. Видимо так и возникло одно из наиболее проникновенных песнопений Великого поста, названное по первым словам — «Се Жених грядет в полунощи». Вот его полный текст:

   «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».

Русский перевод песнопения звучит так:

    «Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, которого Он найдёт бодрствующим. Недостоин же тот, которого Он найдёт в унынии. Будь внимательна, душа моя, чтобы не отяготиться сном и не быть преданной смерти и остаться вне затворённых дверей Царства. Но восстань, взывая: Свят, свят, свят, Боже, Богородицей (Её молитвами) помилуй нас».

    В основе песнопения лежит евангельская притча о десяти девах, подругах невесты, которые по ближневосточному обычаю вышли встречать жениха со светильниками в руках. Жених запаздывал с приходом. Масло в светильниках закончилось. И только у пяти дев из десяти имелся его запас. Притча называет Женихом Христа, а Его приход на пир сравнивает со Вторым пришествием. Девы — это всё человечество. Как видите, только часть его будет готова к приходу Спасителя.

    Песнопение «Се Жених грядет в полунощи» поется в православных храмах в первые три дня Страстной седмицы — недели перед Пасхой. Страстная неделя — духовная подготовка к встрече с Христом Воскресшим, небесным Женихом, спешащим на Свое пасхальное торжество.