1 июня, в день Святого Духа, после Божественной Литургии в домовом - Александро-Невском - храме гостиницы, где нам довелось жить, группа отправилась в первую точку нашего путешествия - Ялту.
 
Несколько слов стоит сказать о здании гостиницы, в которой мы остановились - в г. Алупке. В своё время - в 1916 году - здание это было построено как колония (т.е. санаторий) специально для преподавателей воскресных школ. Император Николай II и его дочь Мария присутствовали на освящении здания. Памятная фотография об этом событии бережно хранится в свечной лавке храма.
 
Крым занимал особое место в жизни Романовых со времён Александра II, посему дух царственного присутствия сопровождал нас, кажется, всё время пути.
 
Интересно, например, что Левадийский дворец в Ялте напрямую связан с судьбоносными событиями императорской семьи, а значит, и всей России. Здесь, в Крестовоздвиженской церкви дворца отпевали Александра III в 1894 году; принимали в лоно православной церкви принцессу Алису Гессен-Дармштадтскую - будущую императрицу Александру; и впервые после смерти отца надел императорскую корону - в знак преемственности - Николай II (официальное коронование состоялось через два года, в 1896 году, в Успенском соборе Московского Кремля). На богослужениях в связи с каждым из этих трёх событий присутствовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.
 
Впоследствии дворец прославился ещё и как место проведения Ялтинской конференции в феврале 1945 года, где главы трех держав - России, Англии и Америки - приняли важнейшие решения, связанные с исходом Второй мировой войны; в частности - Декларацию об освобождении Европы.
 
Следующее архитектурное чудо, явленное нам в Ялте - собор святого Александра Невского. Собор выполнен в ярко выраженном русском стиле - «узорочье» - не случайно. Выбирал этот стиль для будущего красавца-храма Александр III - «самый русский император из всех русских императоров», как говорили о самодержце его современники. Для "узорочья"  характерно обилие малых архитектурных форм, радостные тона, множественные украшения. Кажется, всё хорошее, что содержится в русской душе - воплощено в «узорочье» (наиболее известный храм, построенный в таком же стиле - Покрова Божьей Матери на Красной площади в Москве).
 
Второй день нашего путешествия ознаменован поездкой к святителю Луке Войно-Ясенецкому. «Наш батюшка, о нашем батюшке», - ласково говорят о нём  служители Свято-Троицкого храма г. Симферополя, где покоятся мощи св. Луки. Невольно понимаешь, почему у Бога все живы: действие благодатной силы необыкновенной личности святителя ощущаем буквально физически.
 
Нам удалось посетить музей святого, увидеть редкие фотографии и картины с его благородным образом, прикоснуться к личным вещам, к истории его яркой подвижнической жизни.
 
В храме Петра и Павла мы приложились к мощам ещё одного подвижника - святителя Гурия Карпова (святой был современником  императора Александра II; долго служил в загранмиссиях, в том числе почти 20 лет - в Пекине; перевёл Новый Завет на китайский язык).
 
Кроме того мы побывали в Топловском Троице-Параскиевском женском монастыре; искупались в святом источнике святой Параскевы. По преданию, источник забил там, где в I веке (при императоре Нероне) мученица Параскева, в Риме пострадавшая, приняла мученическую смерть.
 
Последняя игумения монастыря - Параскева (Родимцева) - умерла сразу после его закрытия в советское время в 1928 году; была прославлена в лике местных святых в 2011 году. Мы почтили её могилку.
 
Третий день паломничества - посещение двух Владимирских соборов г. Севастополя.
 
Свято-Владимирский собор в центре города - место усыпальницы четырёх русских адмиралов. Адмирал М.П. Лазарев - командующий Черноморским флотом - был захоронен здесь после смерти в 1851г. в специально сооружённом склепе в память о заслугах перед Отечеством. Во время Крымской войны 1853-56гг. в этом же склепе захоронены адмиралы В. А. Корнилов, В. И. Истомин, П. С. Нахимов - ученики М.П. Лазарева, погибшие на бастионах Севастополя.
 
Свято-Владимирский собор в Херсонесе - легендарное место крещения князя Владимира, с которого начинает свою историю Русь Православная.
 
Совершенно закономерно поэтому Херсонес считается святыней №1 для нас, т.к. стал местом духовного, исторического и культурного рождения нашего народа.
 
К сожалению, от храма, в котором Владимир принимал святое крещение, практически ничего не осталось - церковь пришлось отстраивать заново. Однако это ничуть не умаляет достоинств заповедника и не лишает его уникальности; в 2013 году он внесён в список объектов всемирного наслединя ЮНЕСКО.
 
Огромная территория древнего города-государства (только площадь раскопок составляет 520 гектаров) хранит в себе яркие следы человеческой цивилизации за более чем 2600-летний период и может много поведать о её обитателях.
 
Примечательно, что уже в I веке н.э. у жителей Херсонеса - эллинов - был трубопровод и даже канализация (для сравнения: на Руси первая канализация появилась в IX веке, в "продвинутой" Европе - лишь в XVII веке), улицы - вымощены; здания - стройные и крепкие.\
 
Херсонеситы были знатоками философии, театра, астрономии, медицины: не только удаляли, но и вставляли костяные зубы; владели приёмами пластической хирургии: могли, например, восстановить разрубленный на войне нос.
 
Эти люди запросто останавливали друг друга на рыночной площади и заводили дискуссии о важнейших вопросах человеческого бытия: что такое человек? для чего человек живёт? чем всё закончится?
 
Поиск истины был характерной устремлённостью этого народа.
 
Они искали не зря: с V века нашей эры Херсонес вошёл в состав Византийской - христианской - империи. А в X веке, как мы уже знаем, стал местом крещения русского князя.
 
В четвёртый день путешествия мы побывали в пригородах Севастополя - Балаклаве (Храм 12-ти апостолов, XIV век), Инкермане (Свято-Климентовский монастырь) и на мысе Фиолент (Свято-Георгиевский монастырь).
 
По дороге в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь наш гид рассказала житие священномученика Климентия, в честь которого монастырь был построен.
 
Судьба святого удивительна. Будучи выходцем из богатой семьи - рода римских сенаторов - он рано остался сиротой. Его мать и два брата-близнеца стали жертвой кораблекрушения, пропали без вести. Отец, отправившись на поиски сродников, вынужден был оставить маленького Климента на попечение нянек. Мальчик скорбел в одиночестве, много думал о смысле жизни. Не находя утешения в родных местах, юноша стал путешествовать. Так он встретился с апостолом Петром, крестился, миссионерствовал. В ходе миссионерских поездок нашёл своих родителей - через многие годы после расставания!
 
Петром же Климент рукоположен в епископы. Климент стал четвертым по счёту епископом Рима, годы его служения совпали со временем жестоких гонений на христиан.
 
Святой был очень популярен в аристократической среде, за это и сослан на окраину Римской империи (Крымское побережье в I-II в.в. н.э.считалось окраиной Римской империи) - на инкерманские каменоломни. Обратил в христианство множество каторжников, прославился как чудотворец.
 
Дела подвижника не устраивали римского императора; по слову Траяна святой был утоплен. Однако чудесным образом мощи Климента, сохранённые в глубине грота, являлись перед людьми из года в год в одно и то же время: море отступало ровно настолько, чтобы мощам можно было поклониться. Это чудо "открывания моря" засвидетельствовано в древних исторических документах.
 
Братья Кирилл и Мефодий (равноапостольные святые и авторы славянской письменности) во время путешествия в Хазарию были в Херсонесе и, узнав о чуде отступания моря, захотели обрести мощи священномученика. Братья несколько раз прошли крестным ходом вокруг этого места, долго молились и мощи свщмч. Климентия появились - так и были обретены.
 
Крестившись в  Херсонесе, князь Владимир перенес часть мощей святого (главу) с собой в Киев. Таким образом,  мощи   сщмч.  Климента  были  первой  христианской  святыней, появившейся на Руси.
 
Удивительно, как могут быть связаны судьбы святых людей - из разных мест или из разных столетий; и как непостижимым образом эти судьбы и связи влияют на нас - даже если мы об этом не задумываемся.
 
В пятый - последний - день нашего паломничества мы приобщились к святыням Бахчисарая.
 
В Свято-Успенском монастыре приложились к чудотворному образу Бахчисарайской иконы Божьей Матери.
 
Очень сильное впечатление произвело на наших прихожан посещение средневекового действующего пещерного монастыря Челтер-Коба.
 
На склоне мыса Ай-Тодор (Святой Фёдор), со стороны Бельбекской долины, подальше от человеческих глаз скрыт этот уютный монастырь с маленьким храмом, освящённым в честь святого Феодора Стратилата, со святым источником, с пещерками-келиями и несколькими тихими монахами, подвизавшимися здесь. Добраться туда для большинства из нас было непросто, так как потребовалось подниматься высоко в гору - под дождём, скользя по узким тропам, постоянно рискуя упасть.
 
Однако посещение этого благодатного места стало большим утешением для нас, а некоторые прихожане захотели во что бы то ни стало вернуться в Челтер-Коба - помолиться, потрудиться, насладиться необыкновенной красотой здешних мест и впитать её в себя.
 
Преодоление же трудностей в этом походе стало достойным завершением всей нашей крымской паломнической «эпопеи».
 
Крым прекрасен - своей уникальной природой, древней архитектурой, удивительной историей, редким смешением стилей и культур, замечательными людьми.
 
Но более всего он прекрасен своей прямой причастностью к Святой Руси.
 
И кажется, насколько возможно, мы смогли это почувствовать.
 
Ирина Громакова