Древняя Каппадокия простиралась от Черного моря до Средиземного, однако сегодня так называют небольшую территорию в центральной Анатолии. Эта удивительная земля буквально пропитана христианством. В церковном календаре значится более пятидесяти имен святителей, мучеников, преподобных и праведных, чей подвиг был, так или иначе, связан с этим регионом. Каппадокия - родина мученика Лонгина Сотника, ее уроженцами являлись святители Василий Великий, его младший брат Григорий, епископ Нисский, а также Григорий Богослов, патриарх Константинопольский. Эти Отцы Церкви, внесшие огромный вклад в формирование православного учения о Святой Троице, вошли в историю с именем «великих каппадокийцев».

 

В честь какого именно праздника или святого были освящены алтари каппадокийских храмов, в настоящее время в большинстве случаев не известно. В путеводителях они носят причудливые имена, рожденные фантазией местных жителей и отражающие какую-либо характерную особенность церковных росписей. Таким образом, например, в обиход были введены названия храмов: Йыанлы-килисе («Змеиная церковь»), Каранлик-килисе («Темная церковь»), Чарикли-килисе («Церковь с сандалиями»). Само слово «килисе» в переводе с турецкого языка означает церковь. В «Темной церкви», действительно, царит полумрак, так как она находится в толще скалы и свет попадает внутрь через одно крохотное окошко. Здесь можно видеть уникальное изображение Христа, попирающего ад в виде поверженной фигуры человека, скованного по рукам и ногам. Название «Церковь с сандалиями» по одной из версий происходит от двух выемок в форме человеческих ног, находящихся внутри храма у входа. На фресках «Змеиной церкви» запечатлены великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат, в образе воинов на белых конях, поражающих большого змия.

 

Церкви и монастыри сильно разрушены, целиком сохранившихся церковных росписей тысячелетней давности здесь не встретить, как, впрочем, и в других местах Европы, находившихся под османским владычеством. Следуя кораническому запрету на изображение людей, турки повсеместно уничтожали лики святых на храмовых фресках. Но даже фрагменты творений иконописцев древности не смогли оставить равнодушным никого из паломников.

 

Чудесным подарком для путешественников стало посещение местечка Ургюп, где, будучи в рабстве у местного аги, трудясь на его конюшне, подвизался святой Иоанн Русский, мощи которого почтили прихожане храма Знамения в прошлом году, будучи в паломнической поездке в Греции.

 

Эта поездка стала духоподъемной и душеспасительной для всех прихожан, бывших единственной группой паломников, освятившей пасхальными песнопениями древние храмы Каппадокии, в которых воплотилась живая вера первых христиан.

 

Сквозь толщу времен, по прошествии более сотни лет после прекращения богослужебной жизни, каппадокийские храмы услышали молитвы и пение Пасхальных стихир, протянулась тоненькая ниточка от Великих каппадокийцев к нашему времени, к каждому из нас.