5 мая 2021 года после вынужденного продолжительного перерыва состоялась долгожданная паломническая поездка прихожан нашего храма в Костромские земли. Все с нетерпением ждали наступления майских праздников, чтобы наконец-то отправиться нашим дружным приходом в очередное православное путешествие, традиция совершения которых закрепилась у нас в храме много лет назад, но была прервана в связи с внезапно обрушившейся пандемией коронавируса.

В качестве транспортного средства в этот раз был выбран скоростной поезд «Иволга», который буквально за несколько часов доставил нас на железнодорожный вокзал г.Костромы, где мы пересели на автобус и благополучно добрались до места назначения - санатория Лунёво, расположенного в живописном уголке на берегу Волги, вдали от городской суеты. После сытного ужина мы смогли прогуляться по территории санатория, насладиться чистым воздухом и прекрасными вечерними пейзажами волжских просторов.

 

На следующий день мы отправились в сторону г.Плёса, посетив по пути Никольский женский монастырь г.Приволжска. Этот монастырь был основан относительно недавно – в 1998 году, но место, на котором он стоит, известно уже не один век. Раньше здесь располагалось село Яковлевское, принадлежавшее костромскому Ипатьевскому монастырю. Тогда здесь находились две деревянных церкви (шатровая — Николая Чудотворца и теплая — Покрова Пресвятой Богородицы) и монастырское подворье. В 1779 г. на месте двух деревянных церквей построили один каменный храм – Собор Святителя Николая Чудотворца, ставший основой Свято-Никольского монастыря. Главной особенностью этого Собора считается колокольня высотой 56 метров в шатровом исполнении. Нам даже разрешили на нее подняться и позвонить.

Далее мы прибыли в г.Плёс – старинный русский городок в Ивановской области, расположенный в тихом живописном месте, куда так любил приезжать Левитан и где он написал немалое количество своих картин. В Плёсе нет никакой промышленности, зато он занимает первое место в России по числу туристов на одного жителя. Здесь же расположен дом-музей Левитана, в котором знаменитый живописец провел два лета 1888 и 1889 годов. В музее сохранена обстановка того времени и представлены многие картины и эскизы художника. Именно в Плёсе Левитан написал свой знаменитый шедевр «Над вечным покоем», на котором изображена небольшая деревянная церковь на вершине горы. Увидеть эту церковь можно и сегодня, однако, вопреки распространенному мнению, это не та церковь, которую навеки запечатлел художник на своем полотне. «Левитановская» церковь (церковь Петра и Павла) сгорела в 1903 году, а сейчас на горе расположена церковь Воскресенья Христова - очень похожий на «левитановскую» церковь древний храм 1699 года, который привезли сюда в 1982 году из деревни Билюково.

 

 

Вдоволь насладившись красотами Плёса, прогулявшись по набережной реки Волги и отведав знаменитых плёсских углов с лещом, мы, уставшие и довольные, возвратились в поселок Лунёво, в уже почти ставший нам родным санаторий.

На следующий день 7 мая мы отправились в сторону Костромы. Первым местом, которое мы посетили, стал Макариево-Писемский женский монастырь. Этот монастырь расположен в самой настоящей русской глуши, что, безусловно, только прибавляет ему очарования. В монастыре хранятся мощи и посох преподобного Макария Писемского – ученика преподобного Сергия Радонежского. На территории монастыря находятся святой источник и колодец, вырытый самим преподобным Макарием.

Далее мы отправились в сторону с.Борок и по дороге заехали в Иаково-Железноборовский мужской монастырь, где нас встретил обаятельный монах – о.Арсений. Он оказался талантливым рассказчиком и очень увлекательно поведал нам об истории создания обители. Своим названием монастырь обязан тому, что на его месте прежде был огромный бор с залежами железной руды. По преданию, до покорения Сибири Ермаком село Железный Борок (ныне село Борок) являлось ссыльным местом, где преступники занимались разработкой руды. Монастырь здесь был основан около 1390 года преподобным Иаковом. Приняв монашеский постриг от руки самого Сергия Радонежского, преподобный Иаков испросил благословения вернуться из Троице-Сергиевой обители в родные места. Остановившись возле села Железный Борок, преподобный Иаков прилег отдохнуть и увидел во сне чудный свет, внезапно озаривший то место, на котором он находился. Преподобный Иаков воспринял это как указание Божие и воздвигнул на том месте большой деревянный крест, а позже построил небольшую бревенчатую церковь в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Так получила свое основание Железноборовская обитель, которая впоследствии стала именоваться Иоанно-Предтеченским Железноборовским мужским монастырем.

Заключительный день нашей паломнической поездки ознаменовался посещением одной из главных святынь Костромских земель, «колыбели» династии Романовых – Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря. Согласно преданию, монастырь был основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды на службу к Ивану Калите. По дороге мурза сильно заболел, однако, был чудесным образом исцелен после видения ему Пресвятой Богородицы с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. В благодарность за исцеление бывший татарский мурза принял православное крещение с именем Захарий и основал на месте видения монастырь. После смерти князя Василия монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. На территории монастыря расположена усыпальница этого знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова. В тот период происходило бурное развитие монастыря. Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси.  В Смутное время монастырь перешел в руки отряда Лжедмитрия II и Филарета. Но в феврале 1609 года костромчане организовали восстание и отвоевали обитель. 

С осени 1612 года в кельях монастыря скрывался от поляков 16-летний Михаил Романов со своей матерью-монахиней Марфой, а 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря он был призван на царство. Так началось трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента монастырь стали называть "колыбелью" Дома Романовых. Примечательно, что закончилась история династии Романовых расстрелом царской семьи в Ипатьевском же доме (в Екатеринбурге).

На территории Ипатьевского монастыря находится Тихвинская икона Божией Матери, являющаяся одной из наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. По преданию, она была написана святителем Петром, митрополитом Московским, и принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году икона была подарена царем Михаилом Романовым Ипатьевской обители. С того времени она пребывает в иконостасе Троицкого собора.

Почти в центре города Костромы располагается еще один монастырь, который нам также удалось посетить - Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Здесь располагается Феодоровская икона Божией Матери — чудотворная икона Богородицы, известная как одна из святынь дома Романовых.

 

Последним местом нашего паломничества стал древний храм Воскресения на Дебре– единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он поразил нас своей необычной архитектурой и старинными росписями. С 1964 по 1991 год в этом храме пребывала чудотворная Федоровская икона Божией Матери, перенесенная впоследствии в Анастасиино-Богоявленский Собор Костромы. Сейчас на месте чудотворной иконы располагается ее чтимый список, выполненный в середине XIX века и принимавший участие во многих крестных ходах.

 

Завершающей частью нашей поездки стала прогулка по историческому центру Костромы и заезд на знаменитую Костромскую сырную биржу. Закупившись различными сырами, мы, полные впечатлений от посещения одной из культурных сокровищниц нашей страны, родины Ивана Сусанина и династии Романовых, благополучно вернулись в Москву.