Торжество Православия совершается Церковью в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Праздник был установлен в Греции в IX в., в память победы над иконоборцами.
 
Впервые Патриарх Константинопольский Мефодий провел тогда особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин. 
 
Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема — провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
 
В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч.
 
В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» (Святейшим Синодом в феврале 1901); «творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918); несколько священников «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т. п. (1994); монах Филарет (Денисенко) (1994); Глеб Павлович Якунин (Архиерейским Собором 1997). В 1971 году анафема была снята со старообрядцев.
 
"День Торжества Православия, с одной стороны, дает нам возможность вспомнить имена всех тех, кто послужил единству Церкви, проповеди о Христе, - сказал патриарх Кирил во время своей воскресной проповеди в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. - Но этот день дает нам также возможность помолиться о Церкви сегодняшнего дня, о Церкви современной, о Церкви, сталкивающейся с огромными вызовами, о служителях ее, к которым предъявляются сегодня особые требования не столько с точки зрения знаний, сколько с точки зрения глубины духовного опыта, потому что только этим опытом, только праведной жизнью можно ответить убедительно и сокрушительно на любые попытки еще более разделить наследие Христово".
 
"Пусть Сам Господь, милостиво призвавший нас во святую Свою Церковь, дарующий нам благодатные силы для духовного роста, просвещающий наш ум светом Божественных Своих заповедей, ведет нас по жизни, ограждая от всяких искушений и помогая возрастать духовно, помня, что делами мы восходим по ступеням к созерцанию, как учит нас святитель Григорий Богослов", - подчеркнул предстоятель.