6 февраля православные празднуют день памяти святой блаженной Ксении Петербургской. Из ее жития известно не так уж много, большинство сведений - о чудесах и исцелениях по молитвам великой покровительницы Санкт-Петербурга. Согласно некоторым источникам, Ксения жила на улице, которая теперь называется Лахтинской (Петроградская сторона), а тогда носила имя самого полковника Андрея Федоровича Петрова, ее супруга. Это считалось обычным: улица звалась именем самого значительного ее обитателя. Дом Петровых был двухэтажный, деревянный, выстроенный по типовому проекту офицерских домов. При доме - обширный двор, на нем держали всякую живность.
 
Правда, неизвестна точная дата замужества Ксении. Одни говорят, что она была замужем всего три года (а значит, поженились они с полковником, когда невесте было уже 23 года - немалый возраст по тому времени!). А вообще тогда разрешалось вступать в брак с 15 лет. Если так, то Ксения, овдовевшая в 26, прожила в браке 11 лет.
 
Как утверждают историки, семья жила небедно. Даже начинающий дворцовый певчий получал 25 рублей на три месяца - на такие деньги можно было жить, не голодая, и носить не лохмотья. А ведь Андрей Фёдорович был не начинающим: он был полковником! А стало быть, сверх жалованья певчего ему шли и деньги «за погоны». Нет, семья Петровых была достаточной, если не сказать зажиточной. В нищету и бездомность Ксения ушла из жизни сытой и безмятежной. Есть мнение, что полковником Андрей Фёдорович стал в награду за участие в дворцовом перевороте, когда Елизавета Петровна прогнала с трона Анну Леопольдовну... А Елизавета, став царицей, не осталась в долгу перед своими людьми...
 
Все источники утверждают одно: Андрей Петров был человеком благочестивым, и в этом смысле они с Ксенией были людьми одного духа: оба любили молиться, читать духовные книги (очень редкие в те времена!), ходить в церковь. Кстати, православным тогда специальным указом вменялось в обязанность посещать только свой приходской храм. И никаких вольностей! Никаких! Даже если человек был в продолжительной отлучке, он мог исповедоваться и причащаться только у себя на приходе. А храм, где молились супруги Петровы, был ветхий деревянный храм апостола Матфея. Зимой там не топили, и выстоять долгую службу бывало порой тяжело. Однако супруги Петровы в церковь ходили часто... (Современный адрес того места, где стоял храм апостола Матфея, - Большая Пушкарская ул., д.35, Матфеевский сад; теперь там лишь остатки фундамента...)
 
Кстати, Петербург той поры очень отличался от того блистательного города, каким он стал в XIX веке! Большинство населения жило за чертой бедности. Мужчин, между прочим, было намного больше, чем женщин, - потому что много было приезжих рабочих, моряков, бродячих торговцев... Как говорят сейчас, «криминогенная обстановка» оставляла желать много лучшего. Выйти женщине одной на улицу было немыслимо - даже если это была женщина из богатой, знатной семьи. Вот и подумайте: Ксения приняла подвиг юродства, когда ей было всего 26 лет. Молодая, красивая - она ходит по городу, ночует на улице... И никто ее не тронул за все эти годы! - такова была особая забота Божия о Своей избраннице, таков был покров благодатный над нею.
 
А вообще-то в Питере жилось тяжело: еда была дорогая и однообразная, о фруктах здесь и не слыхали, жилья катастрофически не хватало. Любой домовладелец должен был быть готов к тому, что в его дом неожиданно подселят в приказном порядке целый отряд рабочих или солдат. Так что поистине царским был подарок, который блаженная Ксения сделала Прасковье Антоновой, отправляясь на подвиг: целый дом ей подарила.
 
Говорят, Ксения Блаженная по ночам молилась в поле. Сейчас это местность за нынешним Чкаловским проспектом. В те годы там рос редкий лес, лежали обширные поляны, на которых петербуржцы пасли скот. Блаженная Ксения любила там молиться. Она говорила, что Божие присутствие в чистом поле яснее ощущается.
 
Существует удивительная и вполне правдоподобная гипотеза, основанная на устном предании: Ксения Блаженная окормлялась у другого чудного подвижника того времени - св.прп. Феодора Санаксарского (дядя адмирала Феодора Ушакова). Говорят, что Ксения многажды бывала в Александро-Невской Лавре, исповедуясь у преподобного, а есть сведения (так называемое свидетельство Ивана Егорова), что она жила несколько лет в Алексеевской женской обители близ Санаксарского монастыря, основанной также Феодором Ушаковым. Как знать. В архивах Санаксарского монастыря за тот период значатся несколько «послушниц Ксений», - но есть ли среди них наша, Петербургская?..
 
 
Откуда взялся обычай писать письма блаженной Ксении? Обычай этот возник в 30-е годы ХХ века, когда в часовню-усыпальницу зайти было нельзя, а молиться возле ее стен было просто опасно. Вместо молитвы верующие приносили записки-прошения, а вместо поклонов прикладывались лбом к стенам часовни. Обычай прижился, и люди до сих пор так делают.
 
Алексей  Бакулин, Православный Санкт-Петербург