Для любого православного человека Великий пост – период глубокого внутреннего сосредоточения и усиленной работы над собой. В это время мы с особой энергией пытаемся стать настоящими христианами и по мере своих сил как можно ближе подойти к тому высокому идеалу жизни, который заповедовал нам Христос.

Атрибутами тернистого пути человека к Богу являются самоограничение и аскеза, однако лишь в том случае, если они служат средством для нашего последующего духовного роста. Мы последовательно отказываемся от всего того, что, поглощая нас, удаляет от Бога. В конечном счёте, Великий пост является своеобразным индикатором нашего стремления к Богу, проверкой нашей способности жертвовать своими личными интересами во имя Господне. Каждый из нас, добросовестно отвечая на вопрос о своей жертве, может заметить, что её степень несравнима с той Жертвой, которую принёс за нас сам Спаситель. Мы не в силах адекватно ответить на глубину любви Бога, но этого и не ждёт от нас Господь. «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», - говорится в 50-м Псалме Давида. Молитва, смирение и покаяние – вот сердцевина любого поста, а Великого – в особенности.

Осознанием собственного несовершенства, глубокой пропасти, разверзшейся между Творцом и творением после грехопадения, наполнены богослужения Великого поста. В наибольшей степени это проявляется в покаянном каноне святого Андрея Критского, который читается по частям в первые четыре дня Поста, а также целиком в четверг пятой седмицы.

В своём каноне Андрею Критскому удалось не только собрать воедино события ветхозаветной и новозаветной истории от падения Адама до Вознесения Христова, но и изложить их в духе глубокого сердечного сокрушения, прилагая каждое из них к состоянию грешной души конкретного человека. Из Священного Писания он извлекает сильнейшие побуждения к покаянию и нравственному исправлению. Христианам предложены различные образцы жизни добродетельной для подражания, примеры жизни нечестивой для предо-стережения, равно как и спасительные уроки покаяния и деятельного восхождения к Богу. Все библейские истории собраны здесь с одной целью – пробудить душу от греховного усыпления и расположить её к самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию.

Вот что пишет о покаянном каноне отец Александр (Шмеман): «В самом начале Великого Поста, как тот исходный «тон», которым определяется вся великопостная «мелодия», мы находим великий покаянный канон св. Андрея Критского… Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой… Значение и цель Великого Канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей, его духовных «мотиваций». Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным».

Кто же такой Андрей Критский и как удалось написать ему столь удивительный по содержанию канон?

Достоверных сведений о жизни святого не так уж и много. Известно, что родился он на территории современной Сирии в городе Дамаске около 660 года. Здесь же получил первоначальное образование, которое включало в себя азы грамматики, риторики и философии. Сразу несколько источников свидетельствуют, что вплоть до 7 лет Андрей Критский был немым и заговорил лишь после причащения Святых Таин. Впечатлённые родители отдали своего сына в церковную школу, где он начал изучение Священного Писания и богословских наук. В возрасте 15 лет юный Андрей Критский поступил в Святогробское братство при храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Здесь он быстро получил уважение благодаря своей строгой аскетической жизни и вскоре был пострижен в монашество, посвящён в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом.

В 680 году в Константинополе был созван церковный собор, который позднее получил наименование VI-го Вселенского. В центре внимания его участников находилось учение монофелитов, которые, хотя и считали Иисуса Христа Богочеловеком, признавали наличие в Нём только одной – Божественной – воли. Монофелитство было осуждено как ересь. Принимал участие в работе собора и юный Андрей Критский, а несколькими годами позднее, ориентировочно в 685 году, будущий святой окончательно перебрался из Иерусалима в Константинополь. Здесь он был посвящен во диакона церкви Святой Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет. В его ведении, как свидетельствуют агиографы, находились сиротский приют и богадельня при храме. Во времена Константинопольского Патриарха Кира (706 - 712) святой Андрей был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в городе Гортина (остров Крит) с титулом архиепископа Критского. Здесь Андрей Критский и провёл остаток своей жизни. Он активно строил церкви, устраивал приюты и богадельни, несколько раз совершал поездки в Константинополь. Во время одной из них, в 740 году, он заболел и умер на острове Лесбос, где его мощи были положены в храме мученицы Анастасии (ныне церковь святого Андрея Критского).

Один эпизод из жизни Андрея Критского заслуживает особого внимания. В 711 году, когда святой Андрей уже стал архиепископом Критским, к власти в Константинополе пришёл император Филиппик Вардан. За своё недолгое правление (около двух лет) он успел провозгласить монофелитство официальным вероучением империи и закрепить это на поместном соборе 712 года. По свидетельству святого Феофана Исповедника, Андрей Критский был в числе иерархов, подписавших анафему VI-ому Вселенскому собору. Но уже в 713 году Филиппик был свергнут, Православие восстановлено, а списки актов VI-го Вселенского Собора вновь разосланы, приняты и подписаны всеми бывшими участниками собора 712 года.

Впоследствии Андрей Критский сильно раскаивался в том, что подписал еретическое определение. Согласно традиции именно этот факт стал для святого Андрея главным стимулом к написанию покаянного канона. По своему содержанию канон непосредственно не связан с общественными богослужениями Великого поста. Андрей Критский писал своё главное произведение на склоне лет и, вероятно, не предполагал, что оно получит общецерковное употребление. Тем не менее, глубина и проникновенность канона была довольно быстро оценена составителями богослужебных книг – первые предписания к его использованию во время великопостных служб появляются уже в IX – X вв.

Почему канон называется Великим? Согласно современной печатной Триоди канон преподобного Андрея Критского включает в себя более 200 тропарей, не считая ирмосов, троичнов и богородичнов. Он является самым длинным из существующих, однако название Великого он носит, конечно, не только из-за своего объёма. Речь здесь идёт скорее о величии покаяния перед Богом и вместе с тем о величии веры в божественную милость. В этом, вероятно, кроется и причина того места, который канон занимает в православном богослужении. Этим же, очевидно, объясняется и та сердечная любовь, с которой все православные люди на протяжении многих столетий поют в храме слова «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», вновь и вновь глубоко переживая своё отпадение от Бога.

Источники:

- Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/)

- сайт «Патриархия» (http://www.patriarchia.ru/)

- сайт «Православие и мир» (http://www.pravmir.ru/)

- сайт «Православие и современность» (http://eparhia-saratov.ru/)

- сайт «Православие» (http://www.pravoslavie.ru/)

- сайт «Древо» (http://drevo.pravbeseda.ru/)